12 ноября 2020 года судейской коллегией по уголовным делам Нижегородского областного суда было вынесено апелляционное определение по делу о литературном экстремизме. В числе фигурантов значится молодая русская поэтесса, обладатель общественной награды Звезда "Наследие" III степени, преподаватель Анна Карпухина. Следствие по данному делу шло на протяжении трёх лет, однако Анну не вызывали на следственные действия, не уведомляли о назначении экспертиз по ее произведениям и никак не проявляли к ней интереса до 29 января 2018 года, когда в дом девушки ворвались вооруженные люди. Так стало известно, что Анна является подозреваемой в руководстве экстремистского сообщества. Ячейкой экстремистов, по мнению следователя А. А. Роткова, является группа в социальной сети "ВКонтакте" под названием "Правильная библиотека", где Анна, в числе других молодых авторов, несколько раз публиковала свои стихотворения. "Я страшно испугалась, когда в 6 утра в мой дом вломились люди в масках и поставили моего мужа на колени, приставив к его голове автомат. Я попросила дать мне одеться, но они настаивали, чтобы я делала это при них. Пришлось таким образом надевать даже нижнее белье" - вспоминает поэтесса.
После на протяжении года об Анне не вспоминали, не препятствовали ее перемещению по стране и активной творческой и педагогической деятельности. "Я за этот год получила несколько литературных наград, стала номинантом ряда престижных российских и международных премий, основала образовательный центр в родном городе. И никто ни разу меня не беспокоил. Мои звонки в Нижний Новгород следователю результата не приносили. Я хотела забрать изъятые вещи, ценные книги, но никто не мог пояснить мне ни мой статус, ни место нахождения моих вещей" 4 февраля 2019 года в 6 утра в дверь поэтессы позволили снова.
Так началось длительное тюремное заключение Анны, на протяжении которого она пытается выяснить предмет и степень своей вины. Более сорока заседаний Варнавинского районного суда привели к решению о виновности Анны в руководстве экстремистским сообществом и распространении запрещённой литературы, что повлекло за собой суровое наказание сроком 4 года общего режима с ограничением свободы сроком на один год после освобождения и запретом на участие в деятельности общественных организаций сроком на 5 лет. К апелляционному заседанию Анна подошла основательно, изложив факты нарушения российского и международного права на 69 страницах. Самыми весомыми доводами стали следующие: 1. Существование экстремистского сообщества не доказано, так как совокупность подсудимых не обладает ни одним из признаков, предусмотренных Постановлением Пленума Верховного суда. Фигуранты дела не были знакомы между собой, не имели общего плана действий, общей идеологической платформы и т.д 2. Экспертизы переписок и телефонных переговоров с целью выявления психологических признаков наличия социальной группы либо признаков содержания экстремизма не проведены. 3. Экспертиза материалов ресурса "Правильная библиотека" и материалов, публикуемых Анной Карпухиной на наличие признаков экстремизма нет проводилась. 4. В нарушение ФЗ 114 "О противодействии экстремистской деятельности" Анна ни органами следствия, ни прокуратурой, ни судом не была уведомлена о наличии в материалах ресурса книги, признанной экстремистской, следовательно, была лишена возможности ее удалить. 5. Администрация социальной сети ВКонтакте не удалила материал, занесённый в реестр запрещенных к распространению, ресурсу "Правильная библиотека" предупреждения не выносила, не блокировала и не замораживала. Более того, данная группа функционирует до сих пор. 6. С итогами проведения экспертизы литературного произведения Анна была ознакомлена в день своего ареста. Постановление о назначении экспертизы поэтессе было представлено уже после ее проведения, таким образом Анна не смогла заявить отвод эксперту, задать или снять вопросы, выбрать экспертное учреждение согласно уголовно - процессуальному законодательству. Вопросы, поставленные перед экспертами, согласно Постановлению Пленума Верховного суда задавать запрещено. Однако экспертиза Варнавинским районным судом признана законной. 7. Деятельность Анны, связанная с книгой К. Блинова, датируется 2015 - 2016 годами.
Экстремистским данный текст признан только в 2018 году, однако Анна была не только признана виновной в его распространении, но и осуждена по более поздней редакции ст. 282 УК РФ, что увеличило минимальное наказание на 3 года. 8. В длящееся преступление объединены преступления экстремистской направленности, что также противоречит законодательству РФ. Органами государственного обвинения Анна обвинялась в распространении одной книги К. Блинова, судом же была без возвращения дела в прокуратуру обвинена в распространении четырех. 9. Приговор вынесен на базе доказательств, которые не были оглашены в зале суда: литературные произведения подсудимых и экспертные заключения по ним в зале суда прочтены не были, не озвучены и переговоры между фигурантами дела, таким образом участники процесса были лишены возможности ознакомиться с содержанием основополагающих доказательств обвинения. 10. Нарушена территориальная подсудность. Коллегия из трёх судей приняла во внимание только один довод Анны: использование полной диспозиции ст. 282. Исправление данного недочета привело к смягчению наказания и снижению срока на полгода для всех осужденных. Однако иные меры наказания оставлена без изменения. Запрет на участие в деятельности общественных организаций на 5 лет полностью лишает Анну творчески и профессионально реализовываться. Со сроком 3 года 6 месяцев общего режима поэтесса ждёт этапирования в лагерь и уже работает над кассационной жалобой. По словам близких Анны, она пишет ее не для себя, а для тех, кому ещё не повезет со свободой слова в интернете.
Из последнего слова Анны Карпухиной на апелляционном заседании: "Всю свою жизнь я посвятила развитию моей страны как гражданского общества и никогда не могла бы подумать, что за администрирование литературного портала стану называться руководителем экстремистского сообщества и проведу несколько лет в заключении, вдали от родных, лишённая возможности заниматься преподаванием, вести полнокровную жизнь и строить семью.
До сих пор я не понимаю, в чем и на основании чего обвиняюсь, поэтому своей вины не признаю"
скачать dle 12.0