27 июля и 3 августа 2019 года ряд членов Совета участвовал в наблюдении за ходом протестных акций в центре Москвы. Члены Совета изучали также позицию представителей правоохранительных органов, жалобы и заявления участников акций, материалы и документы, свидетельствующие о характере указанных акций, а также о действиях сотрудников правоохранительных органов.
Представляется, что власти города были вправе ограничивать доступ к участкам улиц и площадей, которые могли служить местом проведения несогласованных публичных акций, обеспечить усиленную охрану зданий, занимаемых органами государственной власти, объектов, связанных с жизнедеятельностью города.
Но, согласно наблюдениям членов Совета, основным средством противодействия гражданам, принимавшим участие в несогласованных акциях, стали массовые задержания, как их участников, так и всех иных лиц, оказавшихся в данное время в поле зрения представителей правоохранительных органов.
Административные задержания участников несогласованных акций могут быть вполне правомерны, если они связаны с совершением конкретных административных проступков и, согласно статье 27 Кодекса об административных правонарушениях, применяются «в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении». Само по себе нахождение граждан на конкретных участках улиц и площадей, если при этом не совершается агрессивных действий, не может служить основанием для указанных административных мер. Кроме того, согласно закону, в каждом случае задержания сотрудник полиции обязан представиться и сообщить причины применения указанной меры.
Однако, практически все (или почти все) задержания, происходившие на глазах членов Совета, происходили с нарушениями названной процедуры, выглядели немотивированными и взначительной мере случайными. Одним из таких задержанных без всяких оснований лиц оказался член Совета И.Каляпин. К таким же выводам приводит и изучение видеоматериала.
При этом задержания в большинстве случаев производились очень жестко и грубо, с необоснованным применением физической силы, с очевидным унижением достоинства лиц, подвергнувшихся задержаниям. Члены Совета изучили несколько видеозаписей, на которых представители правоохранительных органов жестоко избивают задержанных дубинками – при отсутствии признаков противодействия или сопротивления. Как известно, одному из задержанных (К.Коновалову) поставлен диагноз «перелом ноги». Имеются свидетельства нанесения при задержаниии других травм.
Задержанные лица также часто по несколько часов должны были проводить в спецтранспорте в тяжелых условиях.
После доставления их в отделения полиции в ряде случаев их адвокатам долгое время запрещался доступ к доверителям: в частности, такие случаи зафиксированы 27 июля в ОМВД «Аэропорт» (где среди доверителей адвоката находился К.Коновалов, у которого была сломана нога), ОМВД «Дорогомиловский», ОМВД «Вешняки», ОМВД «Нагатинский». В этой связи в Генеральную прокуратуру направлена жалоба.
3 августа в ОМВД «Хамовники» к задержанным, в том числе, двум несовершеннолетним, долгое время не допускали адвокатов, объясняя это введением в действие плана «Крепость» (который обычно вводится при нападениях на отделы полиции). Также в этот день адвокаты долгое время не допускались к задержанным в ОМВД Таганский, в ОМВД «Гагаринский», ОМВД «Богородское» и других местах. Также 3 августа в ОМВД «Марьино» в течении нескольких часов не допускались представители Общественной наблюдательной комиссии Москвы.
Серьезную обеспокоенность вызывают случаи, когда адвокаты не допускались в отделения полиции в то время, когда представители Следственного комитета уже осуществляли с задержанными следственные действия. Это является очевидным нарушением норм уголовно-процессуального законодательства.
Были также зафиксированы случаи, когда в конкретных отделениях полиции задержанным отказывались передавать воду и питание, угрожали раздеть (ОВД «Теплый стан»). Такие действия противоречат как статье 21 Конституции Российской Федерации, согласно которой ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности, так и международным обязательствам России по соблюдению и защите прав человека, в частности, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ее статьям 3 и 5).Представляется, что данные факты свидетельствуют о непропорциональном поставленным целям применении насилия.
Все эти обстоятельства вызывают серьезную тревогу. С учетом того, что первопричиной конфликтной ситуации в Москве был спор в ходе избирательной кампании, хотелось бы подчеркнуть, что органы государственной власти не должны проявлять предвзятость по отношению к гражданам в связи с их политическими убеждениями. Практика произвольных задержаний должна быть прекращена.
Подобные конфликты должны разрешаться путем мирного политического диалога, в результате свободного обмена мнениями, в ходе свободных и честных выборов. Мы хотели бы сделать все возможное, чтобы и настоящий конфликт был разрешен таким путем.
Подписали:
Т. Андреева, С. Айвазова, А.Асмолов, А. Бабушкин, А.Верховский, Е.Винокурова, П. Гусев, Н.Евдокимова, И.Засурский, И.Каляпин, А.Ковлер, Ю.Костанов, С.Маковецкая, Т. Морщакова, Е. Меркачева, Л.Никитинский, М. Полякова, Г. Резник, В. Ряховский, Н.Сванидзе, О. Сидорович, А.Соболева, А. Сокуров, П.Чиков, И.Шаблинский, Е.Шульман, С. Цыпленков, И. Юргенс.
скачать dle 12.0