Мы продолжаем публиковать наше расследование про забайкальского коммерсанта и высокопоставленного чиновника. Часть 2. Как бизнес через Минздрав получает «сладкие» госконтракты.
По имеющейся у нас информации от доверенного источника, в 2022 году предприниматель Михалев, герой нашего расследования, вступил в сговор с министром здравоохранения Забайкальского края Немакиной О.В. с целью оказания ему незаконного содействия в достижении победы на предстоящих в 2023 году торгах и заключению государственных контрактов на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в медицинские учреждения края. Для этого была заранее спланирована схема по созданию для коммерсанта Михалева ряда преимуществ и преференций, запрещенных антимонопольным законодательством, которые бы позволили ему вытеснить с данного рынка услуг других конкурентов.
В октябре 2022 года госпожа Немакина пригласила Михалева и его доверенное лицо Зеленского С.П. в Министерство здравоохранения Забайкальского края для обсуждения вопросов, связанных с предстоящим проведением торгов и заключением контрактов на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания в медицинские учреждения края. В ходе указанной встречи Министр заверила Михалева в том, что в распоряжении Министерства здравоохранения имеются электронные базы данных с конкурсной документацией всех участников закупок, при этом пообещав оказывать Михалеву неофициальное содействие в виде предоставления ему конфиденциальных сведений, содержащихся в конкурсной документации других участников, конкурирующих с ним на предстоящих торгах.
Таким образом, Михалев обладая инсайдерской информацией о времени подачи конкурсной документации и цене, предложенной конкурирующими организациями, имеет возможность подать свою заявку, содержащую скорректированную цену, необходимую для победы на торгах.
В середине октября 2022 года в Министерстве здравоохранения Забайкальского края состоялось совещание с участием главных врачей краевых медицинских учреждений для обсуждения вопросов, связанных с предстоящим проведением торгов и заключением контрактов на оказание услуг по организации лечебного питания.
В ходе данного совещания министр здравоохранения госпожа Министр в период до размещения Открытых конкурсов в электронной форме по 44-ФЗ, действуя в нарушение антимонопольного законодательства, желая предрешить исход запланированных конкурсов, лично пригласила на данное совещание директора ООО «Мед вкус консалтинг» Михалева и его представителя Зеленского, которых представила как будущих поставщиков, при этом настойчиво рекомендовала собравшимся должностным лицам не чинить им препятствий при проведении торгов, а также принять и согласовать представленное ими технические задания с проектами контрактов. И тут вы не поверите, фактически, Министр превысила свои должностные полномочия, порекомендовав коммерсантов для контракта и тут же в случае отказа принять поставленные ею условия пригрозила главным врачам созданием проблем со стороны сотрудников УФСБ РФ по Забайкальскому краю, путем организации внеплановых проверок.
Но многие, понимая, что это изначально коррупционная история, решили принять меры, чтобы себя обезопасить. Изучив документацию, представленную бизнесменом ряд главных врачей, выразили недовольство, поскольку в техническом задании отсутствовали ряд обязанностей поставщика, в частности индивидуальная порционная фасовка готового питания, что существенно затрудняло порядок обеспечения режима приема пищи и повышало затраты для медицинских учреждений. При указанных обстоятельствах на медицинские учреждения возлагались ряд дополнительных обязательств, а именно: оборудовать помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим условиям для хранения готовой продукции с возможностью для мытья посуды; набрать персонал для формирования индивидуальных порций и последующего мытья посуды, в то время как прежние поставщики представляли питание в готовом фасованном виде в герметичных ланч-боксах, не требующих указанных выше затрат. Кроме того, в разделе «оценка показателей наилучшей заявки» по предложению Михалева исключен показатель наличия у участника конкурса материально-технических ресурсов, а именно объекта недвижимости в собственности или аренды с целевым назначением «пищеблок», расположенного в городе Чита, обеспечивающий гарантию надлежащего исполнения контракта. В разделе «квалификация участников закупки» отсутствует требование о наличии ключевых специалистов с профессиональным образованием и опытом работы не менее 5 лет по профилю оказываемой услуги (инженер -технолог (технолог), заведующий производством (шеф-повар).
Однако, несмотря на заведомо невыгодное предложение Михалева, увеличивающее затраты, некоторые медицинские учреждения действуя по непосредственному указанию Министра Немакиной, в ущерб интересам своих учреждений вынуждено изменили требования к конкурсной документации, приведя их в соответствие с предложением Михалева. В частности, руководство ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница» извещением № 1-И № 00003662-ОК внесло изменения в конкурсную документацию, ослабив предъявляемые к участникам требования. Так, в разделе «Критерии и показатели оценки заявок на участие закупке» исключили критерий опыта работы, предусматривающего показатель объема (суммы) закупаемой услуги. Кроме того, исключен критерий наличия в штате участников закупки специалистов, имеющих профильное образование по специальности «повар 4 разряда и выше». Аналогичным образом внесены изменения в конкурсную документацию и ряд других лечебных учреждений.
Указанные изменения документации свидетельствуют о заинтересованности руководства министерства здравоохранения Забайкальского края в ослаблении конкурсных требований, размывании меры ответственности за предоставление услуг и допуск к торгам участников, не обладающих возможностями, достаточными для надлежащего исполнения взятых на себя обязательств, в результате чего ставится под угрозу пищевая безопасность сферы здравоохранения региона. Таким образом, очевидно, что Министр Немакина, действуя в интересах предпринимателя Михалева, путем личного вмешательства в процесс закупок, препятствует нормальному функционированию деятельности медицинских учреждений по обеспечению их лечебным питанием, понуждая главных врачей устанавливать требования к конкурсной документации, не соответствующей современным реалиям.
Кроме того, Немакина Оксана Владимировна, являясь министром здравоохранения Забайкальского края, имея личную заинтересованность в победе Михалева на предстоящих торгах, запланированных на 2023 год, совершает активные действия, направленные на достижение данного результата, путем систематического предоставления ему конфиденциальной информации, касающейся предстоящих торгов.
Заинтересованность и связь Министра Немакиной Оксаны Владимировны с Михалевым С.А. подтверждается тем фактом, что 01.03.2023, в период проведения закупок, когда контакты должностных лиц с участниками торгов запрещены законом, Михалева и его попутчика в Читинском аэропорту встречала автомашина Тойота «Прадо» г\н М001НС 75 rus, используемая должностными лицами министерства здравоохранения, на которой они впоследствии прибыли в одну из гостиниц г. Читы.
В настоящее время между Михалевым и Министром активно ведутся переговоры с целью достижения желаемого ими результата - победы на торгах ООО «Мед вкус консалтинг» и подконтрольных Михалеву Немакиной предприятиях.
В мае 2023 года руководство ГКУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница им. Кандинского», действуя по указанию Немакиной О.В. на электронной площадке ЕИС внесло изменения в документацию, содержащую информацию о порядке рассмотрения и оценки заявок, в соответствии с которым процентные соотношения по критериям оценки скорректированы следующим образом. Так, пропорции 40х60, где 40- это критерий «цены», а 60 – это критерий «опыта работы поставщика» изменены на 90х10. Кроме того, исключена необходимость предоставления информации по критерию «наличия в штате участников закупки специалистов, имеющих профильное образование по специальности «повар 4 разряда и выше». Указанные изменения существенно ослабили конкурсные требования и способствуют снижению качества предоставляемой услуги.
Благодаря этим изменениям и предоставляемой Минздравом Забайкальского края инсайдерской информации, ООО «Мед вкус консалтинг» удалось стать победителем конкурса, в следствие чего 16.06.2023 заключен контракт № 2023.4922 с ГКУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница им. Кандинского» на оказание услуг по организации лечебного питания. В настоящее время к деятельности ООО «Мед вкус консалтинг» имеются множественные нарекания, выразившиеся в несвоевременной и некачественной поставке лечебного питания, а также в недопоставке блюд согласованного меню.
Так, ООО «Мед вкус консалтинг» не имея своего автопарка, пользуется услугами грузового такси "МАКСИМ" и соответственно готовое питание доставляется силами случайных перевозчиков, использующих автотранспорт, не предназначенный для перевозки лечебного питания, без систематической санитарной обработки транспорта, с нарушением условий и порядка перевозки.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» – для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства.
Кроме того, выявлены и другие нарушения условий Контракта, а именно:
- Завтрак, обед и ужин доставляются за пределами установленного времени с задержкой на 2-3 часа;
- Ежедневно не довозится или вообще не поставляется необходимое количество блюд на основании заранее поданных Заказчиком сводных сведений о наличии больных;
- Нарушается технология приготовления и установленного температурного режима. В частности, питание, предназначенное для приема через зонд, не имеет достаточной технологической обработки, а именно не соответствует необходимой консистенции, вследствие чего наблюдаются множественные факты не прохождения пищи через зонд, в результате которых значительная часть таких пациентов остается не накормлена.
- Отмечаются неоднократные факты недоготовленности поставляемых блюд, что вынуждает пациентов принимать недоваренную, сырую пищу.
- Использование в приготовлении пищи недоброкачественных, протухших продуктов. При разломе доставленных котлет, определяется запах протухшего мяса.
- Продукты доставляются с просроченным, более чем не 10 дней, сроком хранения (кефир).
- В связи с отсутствием необходимого штата поваров, питание готовят грузчики. (Со слов мед. персонала учреждения, на недовольство о качестве питания, лицо доставившее его (грузчик) ответил – «Как смог приготовить, так я и приготовил. Психи все съедят».
ООО «Мед вкус консалтинг», взявшее на себя обязательства по организации питания, в штате имеет всего двух сотрудников, поскольку своим персоналом не располагает, при этом контракт исполняется за счет привлеченных со стороны лиц, по договору гражданско-правового характера. По имеющимся в нашей редакции данным, полномочия грузчиков, водителей и поваров никак документально не подтверждены, отсутствуют медицинские книжки, а также свидетельства о прохождении ими специальной подготовки, аттестации. Нанятые таким образом лица, не обладают достаточной квалификацией, что в свою очередь негативно отражается на качестве предоставляемых услуг.
Неспособность поставщика к надлежащему осуществлению и исполнению условий контрактных обязательств повлекли справедливое возмущение сотрудников лечебного учреждения, выразившееся в многочисленных обращениях на имя руководства с требованием инициировать односторонний отказ от Контракта с одновременным заключением нового Контракта с другим поставщиком.
Неоднократные обращения руководства лечебного учреждения об устранении выявленных нарушений, поставщиком игнорируются. При этом "сор из избы" не выноситься, замалчиваются факты систематического нарушения контракта из-за боязни руководства лечебного учреждения попасть в немилость к министру здравоохранения.
Надеемся, что изложенная в нашем расследовании информация заинтересует компетентные органы и они обратят внимание на этот коррупционный произвол.
более 2 000 подписчиков
«Мы против репрессий и беззакония!»